Категория: проза

Атанас Далчев, "Фрагменты, мысли, впечатления"

***
Впервые возникая в самобытных умах, мысли и образы всегда просты. Они усложняются и теряют чёткость позже, у подражателей. 
***
Противопоставление красоты и истины мне кажется абсолютно ошибочный. Они могут различаться, но взаимно не противоречат.
***
Люблю искусство, покоряющее действительность, а не избегающее его. Искусство, переплавляющее вещи и явления, как руду, и извлекающее из них стройный мир образов.
***
Нам надо опираться о конкретные вещи. Они предохраняют от общих фраз и великих, но пустых слов.
***
Поэзия рождается не когда мы желаем, а когда пожелает она. Он очень похожа на забытое слово, которое слетает с наших губ только когда мы перестаём искать его.
***
Писатель виден и по тому, что он не позволяет себе писать.
***
Все писатели желают быть любимыми, разве что для некоторых из них важно и то, кто их любит.
***
Известность приносит оковы: зависимость от читателей, от критики, зависимость даже от собственного твоего предшествующего творчества. Я бы хотел начинать каждую новую работу так, словно она моя первая.
***
Думаю, ничто так легко не портит писателя, как его увлечённость одной литературой.
***
С писательским стилем нередко происходит то же, что наблюдается в заботе о малом ребёнке. Чем больше заботятся о нём, тем он слабее и безжизненнее.
***
Когда отечественный эссеиси садится писать, первая мысль его: «То, что я пишу, это эссе или нет?»
***
Произведения подобно людям ценны не их родословными, а их собственными, личными качествами. 
***
Эссе это мешанка из поэзии и философии, где мысль— основа, а образ— лишь средство или повод; эссе это поэзия, преодолённая и следовательно— утраченная.
***
Поэзия это не общение, а приобщение. Приобщение к Идее, Красоте, Истине. В этом различие между письмом и поэмой.
***
Ошибка всякой поэзии, желающей внушить чувство, а не познающей, выражающей его, в том, что тщась заразить им читателя, она неизбежно переигрывает и фальшивит.
***
Критик не должен смотреть глазами влюблённого, он должен быть способным восхищаться, не переставая видеть и различать недостатки.
***
Постоянно отрицая, многие хотят казаться людьми со вкусом. Но истинный вкус заметен именно в утверждении.
***
Говоря о начинающий писателях, нельзя спешить с оценками. Есть различные дарования: одни развиваются постепенно; другие являются сразу вполне оформившимися и, если не снижаются, то остаются неподвижными на первоначальной своей высоте; третьи способны на неожиданные и парадоксальные скачки`. Так и фавориты начала ска`чек не всегда финишируют первыми. И неудача в начале это чаще всего— благоприятное обстоятельство, возбраняющее дарованию общие и лёгкие пути, чем углубляет и укрепляет его.
***
Замечено, что самым книжным творчествм отличны менее всего читающие писатели.
***
Мы едем всю ночь. Поезд летит на всех парах. Мимо окон уносятся тени деревьев и телеграфных столбов. Где-то вдали некий город блистает и гаснет, как рой брызнутых во мрак искор.
***
Чтобы видеть звёзды, надо уйти жить в село, в поля. Огни города мешают нам видеть их.
***
Мы понемногу умираем со смертью каждого близкого нам.
***
Каждый стиль это компромисс между индивидуальными и общепринятыми формами выражения. Выстроенный из одних первых, он рискует остаться непонятым. Ограниченный лишь вторыми, он уже шаблон, не стиль.
***
Для писателя, влюблённого в правду, не существуют ни друзья, ни семья, ни родина. Он— чудовище.
***
Самый мучительный и опасный момент в жизни свободного творца— признание его.
***
Оригинал не тщится быть оригинальным.
***
Шарм художественного произведения, особенно-- красового стихотворения, не исчерпываетлся одним прочтением. Думаю, что его стойкостоть измеряется количеством прочтений.
***
Человек полагает, что листва пожелтела с осенью, и лишь после, поразмыслив, понимает, что это от огня и страсти лета.
***
Для поэтов слово кроме его значения обладает особым сочетанием звуков, особой длительностью и весом, несёт особую окраску, отличается особым духом. Из-за этого для поэтов не существуют синонимы: каждое слово незаменимо. Они видят слова, слышат, осязают и ощущают их. Кто не обладающий этим чувственным, если угодно, материальным отношением к слову, тот не поэт.
***
Реализм— скорее этическое, чем эстетическое понятие. Он предполагает силу видеть правду и смелость говорить её.

перевод с болгарского Айдына Тарика
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: